Ранний Ренессанс был не богат формами мебели. Ларь в виде прямоугольного ящика с тяжелым профилем цоколя прочно стоял на полу; такой же строгий профиль замыкал его сверху. Боковые стены имели острые грани и были украшены подчиненным плоскости лепным рельефом, интарсиями и живописью.
В спальне всегда стоял сундук — кассоне. Сундук был свадебным подарком, где хранилось приданое невесты. На сундуке вырезали гербы вступающих в брак родов. Сундук делали в форме саркофага. Изготавливали красивые экземпляры на сундук-кассоне львиных лапах, украшенных мифологическими мотивами.Сундуки-кассоне — приземистые глухие деревянные ящики с плинтом, без ножек или с очень низкими ножками. Его стенки обрабатывались неглубоким скульптурным рельефом, внутренняя поверхность крышки покрывалась живописью. Плинт постепенно превращался в ступенчатый цоколь, появились пилястры или кронштейны, завершающая горизонтальная тяга трактовалась как антаблемент. Стенки приобретали изогнутые очертания, а крышка стала более рельефной и сложной по форме. Ножки превратились в львиные лапы.
Кассалеты — кубические лари, а кофано — прямоугольные сундуки, напоминающие саркофаги. Сундуки сбивали из еловых и ореховых досок. В них хранили и перевозили посуду, белье, одежду, книги, деловые бумаги. Сундук служил столом и скамьей.
Форциери — сундуки из кипариса или ореха четырехугольной формы, обтянутые красной кожей по углам. Даже сегодня слово «forzieri» обозначает несгораемый шкаф. Видимо, в них хранили ценности. Петтениери — искусные шкатулки из кипариса, эбонита, ореха, груши, украшенные золотой парчой и кружевами. В них хранили туалетные приборы, отсюда и название («pettine» — гребень). Сундуки окрашивали в белый, красный и зеленый цвета. Покрывала «банкали» стелили на сундуки и на скамьи, отсюда «банко» — скамья. Сундуки украшали росписью, рельефами, серебром. На них делали замки, скрепы. Сундуки в большинстве случаев покрывали орнаментом резной работы, живописью, инкрустацией. Углы, карнизы и бока обивались роскошными металлическими скобами. Из сундука возник ларь с подлокотниками и спинками, напоминающий диван.
Кассапанка (касса — ларь, банко — скамья) — итальянский сундук времен Ренессанса, к которому приделали спинку и поручни. Купец сидел на кассапанке с деньгами, и чувствовал себя гораздо спокойнее, что было совсем нелишним в те небезопасные для торгового люда времена. Кассапанка — скамья — сундук с продолженными на равную высоту задней и боковыми стенами. Спинка иногда делалась высокой, иногда с навесом. Кассапанка действительно была кассой при первоначальных банковских операциях. В дальнейшем название скамьи превратилось в название учреждения. Кассапанка стала началом и кассы, и банка. Кассапанка имела вид тяжелой скамьи, которая устанавливалась на высоком подиуме. Обильно украшалась резьбой. Ставили кассапанку в покоях, где принимали гостей.
Впоследствии утварь теряла свою тяжеловесную прочность и богато декорировалась. Ларь ставили на львиные лапы с когтями, поднимая над полом. Стенки ларя выгибали, и форма очерчивалась мягкой кривой. Из такого сундука, поставленного вертикально, родился знакомый всем шкаф. С XV в. шкаф стал важным предметом комнатной мебели. Все шкафы для посуды стали выше и шире, причем не всегда их ставили к стене — могли поставить и посередине комнаты, так, чтобы они были доступны со всех сторон.