Кажется, нет ничего проще, чем прикрепить шурупами крышку стола к нижней перекладине. Но не тут-то было — не забывайте, что древесина под воздействием влажности и сухости способна, соответственно, расширяться и сжиматься.
Влажность меняется вместе со временами года, однако это не значит, что это не повлияет на домашнюю мебель. Просто это будет происходить в обратном направлении: когда отопление отключено, а все двери и окна открыты настежь, как, например, летом, то вместо того, чтобы сжиматься, древесина будет расширяться.
И наоборот, зимой, когда уличная древесина немного расширяется, домашняя под воздействием центрального отопления будет высушиваться. Многое зависит, конечно, от того, на какой географической широте расположен ваш дом, поскольку «обратное» поведение древесины, как описано выше, имеет место в домах, в которых воздух летом охлаждается кондиционерами. Крышку стола не стоит прикручивать к перекладине намертво, должно остаться немного места для расширения и сжатия. Даже если вы сможете поддерживать необходимый уровень влажности, все равно лучше предусмотреть запас. Дам вам не-сколько полезных советов.
1. Используйте скользящие скобы. Эти стальные прямоугольные приспособления имеют специальные отверстия, которые позволяют шурупу менять свое положение вместе с движением древесины.
2. Если вы сверлите отверстие в перекладине снизу, можно либо углубить его, либо расширить до конической формы. И то и другое позволит древесине спокойно двигаться, а во втором случае будет обеспечиваться и давление, удерживающее детали на месте, и необходимые условия для расширения древесины.
3. Используйте небольшие деревянные брусочки, с помощью которых шурупы будут удерживать крышку стопа, и не забудьте проделать углубления в перекладинах. При этом древесина все равно сможет достаточно свободно расширяться и сужаться.
Сверлильный станок
Это один из самых нужных столярам инструментов, хотя ничего особенного он не делает. У моего, на-пример, есть множество скоростей, а ремни и шкивы я менял только однажды, когда настраивал его в самый первый раз. И ничего, до сих пор он меня не подводил. При покупке такого станка практически невозможно ошибиться в выборе, однако советую обратить внимание на те модели, у которых зажимной патрон можно раскручивать и закручивать вручную. Любые неполадки в работе станка достаточно легко исправить, а стоит он настолько малых денег, что нелишне подумать о том, чтобы этот инструмент появился в вашей мастерской одним из первых.
Преимущество сверлильного станка состоит в том, что можно идеально точно попасть в цель. Достаточно только прицелиться. А если вы используете большие сверла, особенно на станках фирмы «Forstner», это дает еще больше удобства и точности при работе. Вообще, следует, но не обязательно, приделать к станку некоторое подобие верстака, а также тиски — тогда вам ничего не будет стоить высверливать небольшие детали или различные узоры. Инструментальный лоток для сверл также будет отличным вложением денег, вот увидите.
Как и в случае со сверлильными станками, разница между двумя долбежными станками невелика. Скорее всего они все собираются на одном заводе, просто их закупают разные компании. Вам только нужно проверить, насколько легко вы сможете откручивать и закручивать рукоятки настройки высоты резца, поскольку у некоторых они чересчур жесткие, а некоторым для работы нужен шестигранник.
Кое-что о древесине: дайте дереву вторую жизнь
Стол-сервант, который мы будем делать в следующий раз, как бы переносит нас в прежние времена благодаря своему старинному внешнему виду. Чтобы достичь этого эффекта, можно использовать древесину, которая в свое время нашла применение. Старое лаковое покрытие этому совершенно не препятствует. У меня до сих пор хранится мой старый рейсмусовый станок, на котором я редко меняю ножи, поскольку использую его в основном для быстрого снятия старого лака и краски, чтобы не испортить новый фуговальный станок. Таким способом я фактически воскресил большое количество однажды попавшихся мне очень старых досок из кубинского красного дерева. Оно, правда, не имеет никакого отношения к тому дереву, которое доступно в продаже в наши дни. Да и использовать такие старые доски я бы не советовал, поскольку от них больше трухи, чем толку.
Используем все сразу
Мы, столяры, не отрицаем, что изделие должно быть сделано из дерева. Однако не отрицаем мы и того, что оно не обязательно должно быть полностью из дерева. Использование металлических деталей добавит изделию контраста, а другие материалы вроде стекла, камня или пластмассы выгодно подчеркнут древесную текстуру. Как-то раз я занимался тем, что заливал отверстия от сучков подкрашенной эпоксидной смолой. В другой раз я сделал вариант доски для заметок из прикрепленной большими магнитами к листу железа однослойной фанеры. Фантазии столяров нет предела.
Полироли на масляной основе
Шкафчик для вин, которым мы займемся в этот раз, можно покрыть полиролью на масляной основе вроде олифы, которая легко наносится и практически не подвержена износу, к тому же дает более естественный оттенок, в отличие от большинства современных лаков. Олифы различаются по твердости покрытия — та, что на основе льна, очень мягкая, в то время как тунговой олифой можно даже столы покрывать. Очень часто масляные полироли смешивают с воском и лаками для придания различных свойств вроде быстрого высыхания или большей износостойкости.
До того как их стали смешивать, на изделия наносили только натуральное льняное масло, также существовало правило, что процедуру нанесения нужно повторять раз в день в течение недели, раз в неделю в течение месяца, раз в месяц в течение года. Суть нанесения осталась той же — используется кисть или тряпочка, а излишки масла снимаются через пару минут после первой процедуры нанесения. Олифа сохнет достаточно долго, поэтому у вас есть достаточно времени, чтобы убрать случайно прилипший к изделию мусор или образовавшиеся разводы, однако, чтобы масляное покрытие изделия полностью сформировалось, нужно несколько дней. После этого все можно оставить как есть либо покрыть воском.