Зал ресторана, на что указывают некоторые историки, в определенной мере заменил парадный зал в стиле барокко; у каждого есть равное право на сидячее место в нем.
Сидячие места должны быть спроектированы здесь для совершенно «разнообразных ситуаций» (Бриллат-Саварин), на которых он останавливается более подробно при описании одного ресторана: «На заднем плане сидят гости, пришедшие по отдельности, которые заказывают еду громким голосом, с нетерпением ждут её, поспешно съедают её, оплачивают счет и уходят.
Далее можно увидеть путешествующие семьи, которые хотя и довольствуются скромной едой, однако выбирают до сих пор незнакомое им блюдо (…) Поблизости сидят супруги из Парижа (…) Видно, что им давно уже нечего сказать друг другу. Они договорились пойти в какой-нибудь небольшой театр; бьюсь об заклад, что один из них заснет там. Подальше сидит влюбленная пара.
Его обходительность, её ласкания и удовлетворение обоих от еды позволяют нам сделать это предположение (…) В середине зала находится стол для завсегдатаев, для которых часто делается скидка с цены и которые могут есть по абонементу. Они знают всех официантов по имени, и те доверительно указывают им на самое свежее и новое в меню.
Они как бы образуют «неприкосновенный состав», центр, вокруг которого собираются все остальные группы, или, лучше сказать, они похожи на домашних уток, которых используют в Бретани для приманивания диких уток», и т.д.
Расширение сети ресторанов (между тем они имелись во всех городах, всех категорий и на любой вкус значительно повлияло на распространение стульев Тонета. Тем более что дальновидные и прогрессивно настроенные владельцы ресторанов реководствовались тем же самым принципом, что и Тонет — «хорошее качество за выгодные цены», принцип, который приводил к постоянному расширению и увеличению их предприятий.
Тут примером может быть Мориц Кемпински. В 1862 году он открыл в Бреслау торговлю венгерским вино- м. Через 10лет в Берлине он открыл торговый филиал, в котором он успешно реализовал идею комбинирования продажи вина с его дегустацией. Вскоре помещения не стали удовлетворять растущим запросам, и поэтому он переехал на улицу Фридрихштрассе а затем и на улицу Лейпцигерштрассе, чтобы ещё больше расширить свои возможности. Успех Кем- пинского был обусловлен дешевыми едиными ценами. Они действовали в то время как сенсация и способствовали популяризации ресторана. О популярности винных погребков поется в куплете А.О.Вебера
Из куплета Вебера можно получить представление о досуге, типичном для жителей большого города Уже в 18 веке постепенно меняется отношение людей ( к их свободному времени. Значительно сократилось число ежегодно повторяющихся, совместно проводимых церковных праздников, были отменены многие! праздничные традиции, известные из прошло». крестьянской среды.
В силу этого досуг, организованный до сих пор в хорошо знакомой обстановке, начал приобретать более индивидуальный характер. Теперь «выходят из дома», для того чтобы пойти куда-то поразвлечься. Такое развитие тесно связано с развитием современной индустриальной культуры. Благодаря ей не только был создан совершенно новый ритм работы, но и разграничены работа и личная сфера. При этом вновь сформулированный буржуазный идеал труда был дополнен в какой-то степени новым идеалом досуга.
Некоторые кафе и рестораны в 19 веке превратились в огромные центры развлечения, как например «Hofjagerpalast» в Берлине-Хазенхайде. На окраинах крупных городов выросли большие загородные рестораны. До того времени, когда законом был урегулирован отпуск, появились индивидуальные автомобиль (для всех) и полеты на самые прекрасные пляжи мира по дешевым ценам, для большинства населения загородные прогулки в воскресенье после обеда был л роскошью. Большой толпой они шли в «декоративные парки» и летние ресторанчики, в которых посетителя-/ предлагались кегельбан и музыкальная программа. «На закате солнца улица Вестендштрассе напоминала великое переселение народов: матер/, толкающие перед собой коляски, отцы, держащие на руках то ли спящего Вигерля, то ли спящего Михерля а за ними тоже в направлении дома идет старшая Шосси — уже маленькая дама с мелкими локонами и в суконных ботинках», так описал Карл Шпенглер воскресный отдых в окрестностях Мюнхена.
В экстравагантных кафе 20-х годов нашего столетия вместо звуков вальса в послеполуденные часы звучи- вечером темпераментный джаз, например, в венском кафе «Capua», которое было оформлено со сдержанной элегантностью Адольфом Лоосом. Так остатки былого величия и сверкающей роскоши дворцовых праздников можно найти в огнях экстравагантной ночной жизни большого города с его кабаре, варьете и музыкальными кафе, всё то, что Генри де Тулуз-Лотрек взял за основную тему своих картин (еще до 1900 года). В своей знаменитой картине «В Мулен Руж» он изобразил элегантных дам и мужчин в цилиндрах, сидящих на стульях Тонета, также как в другом ночном кафе, в котором «Шоколадка» исполняет свой танец.
Пестрый мир развлечений большого города, которые преобразили «золотые» двадцатые годы нашего столетия в ослепительный миф, неизбежно связаны со стулом из гнутой древесины Тонета. Так например, в экранизации Боба Фосса романа «Прощай, Берлин» Христофера Ишевуда, который с 1929 по 1933 гг. проживал в метрополии, он используется в качестве реквизита. В фильме «Кабарё» Лиза Минелли исполняет свой куплет «Money makes the World go around», стоя между танцовщицами, которые вращаются на стульях — один из вариантов 14-й модели, распроданных в многомиллионных экземплярах.
Фирма Тонет поставила стулья во все заведения развлекательного характера, которые рассчитаны были на большой приток посетителей. Так например, театры, которые в 19 веке пользовались огромной популярностью в больших городах, или позднее кинотеатры, кино, для которых были изготовлены складные стулья.