В жизни человека цвет и форма является средством выражения его мировоззрения и духовных проявлений. Уметь различать колористику и форму, особенно в ландшафтном искусстве, это значит глубоко проникнуть в них и понять. Однако, это достигается не только пониманием их сущности, но и чувством, которое дается человеку от природы.
Это говорит о том, что основное требование для создания настоящих произведений ландшафтного искусства состоит в пробуждении и развитии у человека чувства эстетики, гармонии и единства. Ведь, ландшафтный архитектор, дизайнер, это в первую очередь, человек творчества. Можно многому научиться, многое понять, но красоту нужно чувствовать душой. Настоящий специалист тот, кто любит свою профессию, тот ,кто живет природой и умело сочетает знания с профессиональной «интуицией».
Правильный путь к созданию ландшафтных композиций ведет к углубленному изучению закономерностей природы. В противном случае, чаще всего наступает дисгармония. Ландшафтный архитектор намного больше, чем архитектор и художник, должен искать связь и закономерность колорита и формы в природе, открывать и ценить ее как образцы и внедрять их в своих замыслах. Использование и применение в парковой композиции красок растительности имеет огромное значение для создания колоритной динамики в ландшафте.
Как живопись, так и парковое и ландшафтное искусство, стремятся создать в зеленых насаждениях соединение разнообразных гармоничных цветов, контрастных форм и живописных пространств, насыщенных светом и тенью. Пейзаж декоративных композиций приобретает особенную ценность и образует единство ландшафтной композиции, при удачном колористическом подборе растительности.
Глаз сначала воспринимает цвет, а затем форму. Существуют теплые, огненные и холодные, активные и пассивные цвета. Ахроматичные: белые, серые, серебристые, черные воспринимаются как бездушные, нейтральные. Сочетания цветов могут одухотворить садовое пространство или сделать его бездушным и лишенным замысла.
Цвета могут изменить пространство, сделать его оптически меньшим или большим, более высоким или низким, более теплым или холодным и так далее. Вообще при правильном подходе со стороны ландшафтного архитектора, колористика растительности может превратить пространство в бесконечно эффектные и сильные выразительные впечатления, и вызывать разные настроения.
Методы и принципы создания композиции
Существуют приемы составления композиции универсальные для всех видов искусств. Они успешно применяются и для составления растительных композиций.
В составлении групп из растений применяется прием контраста — соединение объекта с противоположными признаками. Цель и результат контраста — субъективное усиление противопоставляющихся признаков. Например, при добавлении в голубой цветник растений с желтыми и абрикосовыми цветами голубые тона выглядят более насыщенными и более яркими. При общей посадке кустарников с мелким и большими листьями, мелкие листья выглядят еще мельче, а фактура поверхности кустов — резче.
При сопоставлении растений с разнообразными декоративными признаками путем подбора продуманного контрастного соседства, декораторы добиваются акцентирования внимания наблюдателей на отдельных деталях объектов: листе, цвете цветов или коры.
Контрастным признаком могут владеть любые декоративные растения, которые принадлежат также к разным тематическим группам (например, розы и злаки).
Если метод контраста построен на расхождениях, то метод нюанса — на подобии. Небольшое подобие (как и небольшое расхождение) порою становится заметным только при совместной посадке растений. Метод нюанса позволяет обыгрывать полутона и оттенки цвета, небольшую разницу в форме, размерах листков и цветов, графике разветвления. Метод нюанса рассчитан на внимательного наблюдателя.
Метод отражения
основан на повторе одинакового цвета у разных растений. Шарообразная форма кроны клена Глобоза «отражается» в зеленых шарах туи Даника. Метод отражения позволяет сочетать в композиции растения с резко отличающимися размерами («перезвон» в цвете или форме) и формами («отголосок» в цвете).
Метод повтора
одного и того же растения через ровные промежутки в композиции способствует ее целостности. Таким способом можно исправить хаотическую «непрочную» композицию, например, смешанный миксбордер. Для этого через каждые 2-3 м в нем повторяют один из бордюрных видов.
Из всех принципов композиции для составления растительных групп наиболее важным является принцип сбалансированности или пропорциональности композиции. Он имеет в виду уравновешенность ее правой и левой частей относительно точки обзора.