Джон Брукс — один из самых влиятельных ландшафтных дизайнеров конца XX в. Что же изменилось за 50 лет под влиянием созданных садов, написанных книг, прочитанных лекций Джона Брукса? Джон Брукс поменял отношение людей к своим садам, какого бы размера они ни были и какими бы финансовыми возможностями ни обладали их владельцы. Предназначение сада — место отдыха для людей. Частный сад — для семьи, городской сад — для отдыха горожан, сад или сквер вокруг отеля или ресторана — для их посетителей. Проект Джона Брукса стал участником фестиваля «Императорские сады России».
Руководитель Фестиваля «Императорские сады России» Ольга Черданцева, хорошо знакомая с работами Джона Брукса за рубежом, пригласила его, чтобы он продемонстрировал русской публике основные тенденции британского ландшафтного дизайна второй половины XX в.
Главная идея Джона Брукса заключается в том, что сад — это «внешняя комната», продолжение жилого пространства дома — удобное, безопасное, закрывающее от ветра, солнца, дождя, посторонних глаз, и, конечно, элегантное, выдержанное по стилю, красивое, сделанное из материалов, не требующих постоянной реставрации, и украшенное растениями, цветовая гамма, формы и ароматы которых предназначены доставлять удовольствие людям.
На вопрос: «Какие растения Вы любите больше всего?» Джон Брукс обычно отвечает так: «Я не садовник, я ландшафтный дизайнер, я формирую пространство вокруг дома, которое будет отвечать потребностям людей в отдыхе и развлечениях на открытом воздухе, планирую удобные выходы из дома, площадку для подъезда машин, определяю площадь и вид мощения, место отдыха, водоём, выбираю ограждение, чтобы скрыть непривлекательный вид, или, наоборот, предлагаю вырубку деревьев для открытия перспективы. Растения сажают местные подрядчики, знающие условия их произрастания. Заказчик должен получить чёткое представление о том, каких усилий будет стоить уход за этими растениями, как они будут выглядеть через несколько лет».
Карьера Джона Брукса как садового архитектора началась в 60-е годы прошлого века. Творившие в начале XX в. авангардисты — идеологи беспредметного абстрактного искусства — очень много сделали для развития понимания значения сочетаний форм и цвета, повлияв на бурно развивающийся в то время дизайн. Немецкий Бауха- ус, английский Арт энд Крафт внедряли искусство дизайна в массовое промышленное производство. Конструктивизм и рационализм стали в 30-е годы модными стилями архитектуры. Но, благосклонно принятые художественной элитой идеи рационального проживания в домах-машинах для жизни, не нашли отклика у широких масс обывателей. В послевоенной Европе желание вернуться к комфортной жизни, к традиционным представлениям об уюте вытеснило модернизм. Тем не менее, живописное наследие Каземира Малевича,
Пита Мондриана, Бена Николсона, занявшее место в музеях современного искусства, продолжало оказывать влияние на формирование молодых архитекторов, дизайнеров, да и на вкусы публики. Ландшафтная архитектура ни в одну эпоху не оставалась за рамками господствующих стилей искусства, просто их смена не происходила так отчётливо.
Дом и пространство вокруг него — едины!
Джон Брукс во время работы в архитектурном журнале пришёл к мысли о том, что архитекторы ограничиваются формированием пространства внутри дома, мало заботясь о территории между домами и вокруг них. Знакомство с ведущими архитекторами-модернистами, увлечение современным искусством и дизайном, изучение истории ландшафтной архитектуры разных стран уже после обучения ландшафтному дизайну в Юниверсити Колледж (Лондон) сформировали стиль и принципы проектирования пространства Джона Брукса. Создание модернистского сада в Манзер Хаус, шоу-сада для выставки в Челси (ровно 50 лет назад — 1962 г.), публикация первой книги «Внешняя комната», ставшей бестселлером уже к концу 60-х, сделали его признанным мастером современного, «модернистского» сада.
Чёткость форм всех элементов сада, их соотношение, использование основных цветов для садовой мебели и предметов декора и, главное, планировка сада для удобства его использования, — вот «простые» приёмы, которыми много лет щедро делится со своими заказчиками, читателями, студентами, посетителями садов самый влиятельный британский ландшафтный дизайнер Джон Брукс на протяжении вот уже 50 лет.
Прекрасные сады, спроектированные Джоном Бруксом в
разных частях света от Японии до Канады, свидетельствуют о его понимании потребностей заказчиков, прекрасно сочетаются с окружающими ландшафтами, а точность чертежей позволяет местным подрядчикам полностью воплотить в жизнь замысел знаменитого мастера ландшафтного дизайна.