Важнейшими элементами сада называются в древних руководствах по его устройству камни, символизирующие горы, и вода.
Само слово пейзаж, «сансуй», означает «горы и воды». Горы символизируют мужское начало ян, а воды – женское инь.
Единство противоположностей инь-ян принадлежит традиции даосизма и означает соотношение противоборствующих сил, которые поддерживают друг друга. Такие представления о пейзаже зародились в Китае и были заимствованы японцами.
Структуру японского сада задают камни, и искусство их расстановки – одно из главных в создании ландшафта. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и всем его элементам. Значение камней подчеркивается так же тем фактом, что мастеров сада начиная с XII в. называли «монахами, устанавливающими камнями».
Очень немногие японские сады созданы без включения в них природных камней. В саду Сёдэндзи на западе Киото использован только «расчесанный» граблями гравий и подрезанные кусты азалии, но цветы используются так, как если бы это были камни.
Камни для сада часто привозились издалека. Они могли быть найдены в горах, устье реки, на болоте, морском побережье и т. д. Так как камни, взятые из одной местности, схожи, для удобства камни классифицировались как «камни гор», «камни долин», «камни рек», «камни морских побережий».
Камни оценивались по двум параметрам: ассоциации с прошлым («история камня», легенда, связанная с ним и т.д.) и «старый» внешний вид. «Старый» вид камня, патина, налет старины, называемый саби, отличается в зависимости от происхождения камня: существует «патина гор», «патина морей» и уникальная патина камней,«состарившихся» в садах.
Кроме того, есть также и камни, которые ценятся за их «текстуру», особенно когда они мокрые, как, например, большой зелено-голубой камень из Кисю (префектура Вакаяма), который находится в саду Дайсэнин монастыря Дайтокудзи. На зелено-голубой поверхности камня видны белые жилки, которые напоминают каскад горного водопада.
Таким образом, задача мастера состоит в том, чтобы почувствовать пластические возможности каждого камня и сгруппировать их наиболее выразительно.
Несмотря на многообразие форм камней, для удобства мастера сада выделили в камнях 6 сторон и дали каждой стороне свое название.
1. Фронтальная, или передняя, сторона камня называется «мицуки», она может быть вертикальной, но лучше, когда она наклонена вправо или влево , вперед или назад.
2. Правая и левая стороны – «микоми», так же, как и передняя сторона, могут быть наклонны ми или иметь неправильные грани. Они обычно не составляют прямого угла с фронтальной стороной.
3. Верхняя поверхность камня называется «тэмба».
4. Вкопанная часть камня называется «»сики». В отличие от многих камней в природе, в саду камни всегда вкопаны в землю.
5. Линия, по которой камень вкапывается в землю – «нэ» («корень»).Глубина погружения камня в землю определяет форуму «нэ», мастера сада уделяют огромное внимание и глубине вкапывания камня, и линии «нэ», так как и то и другое влияет на красоту камня и ощущение его «устойчивости».
Правила установки камней
Камни были настолько важны в устройстве сада, что мастера тщательно изучали камни, подробно описывали их должное расположение в саду и предостерегали от ошибок в их установке.
Древние мастера были специально созданы особые руководства по устройству садов.
Одно из таких старинных руководств , составленное в XII в. и излагающее важнейшие принципы садового искусства – «Сакутэйки», или «Тайная книга японских садов».
Правила установки «кэйски», или декоративных камней.
Такие камни обычно устанавливаются обособленно для зрительного выделения зон лужайки или мха, или входа сада.
В случае, если не находится одного камня, достаточно привлекающего внимание для выполнения этой функции, могут быть установлены вместе два камня, один из которых меньше по размеру.
А если даже этого недостаточно, могут быть добавлены еще и невысокие растения.
В расстановке таких камней для достижения наиболее выгодного расположения существует несколько правил:
Первое правило – камни, выглядящие более гармонично и привлекательно , ставятся вертикально («татэ-иси»), а другие – горизонтально («ёко-иси»). Камни относительно узкие и с большой верхней поверхностью («хира -иси»), например, легко поддаются установке в горизонтальном положении.
Второе правило – камни должны устанавливаться таким образом, чтобы в восприятии зрителя они смотрелись настолько большими, насколько это возможно.
Если камень полностью открыт для обозрения , создается впечатление его незначительности, легкости и небольшого размера.
А если большая часть камня вкопана и лишь часть его выступает над поверхностью , создается иллюзия огромного валуна, поднимающегося из земли.
Интересно, что 50-70 %камней знаменитой старой столицы Японии г. Киото находятся под землёй!
Третье правило – соответствие декоративного камня общей композиции сада.
Правила установки «иси- гуми» или группы камней.
«Иси-гуми»(иногда «ива-гуми») – это группа из трёх и более камней, составляющих законченную эстетическую композицию. Есть определенный набор правил, регламентирующих устройство «иси-гуми».
Композиция камней не должна быть навязчивой или замысловатой, пусть лучше они будут как бы случайными. Соблюдение естественности – основное правило.
Из камней составлялась основная и второстепенная группы. Определял композицию выбранный главный камень. С двумя меньшими по размеру он образовывал триаду. Форма главного камня и главной группы определяет и высоту холмов, и величину водоемов, и его очертания, и распределение растений в саду.
— В композицию центральной группы могут включаться водопад и деревья.
— Вторая группа – вспомогательная, должна подчиняться основной и подчеркивать ее главную пластическую идею.
— Третья группа (гостевая) устанавливается несколько поодаль, не подчиняясь первой, но контрастируя с ней и уравновешивая её.
— Роль четвертой группы – связать сад с домом, с архитектурной формой.
— Наконец, пятая группа образует фон для всей композиции.
— Помимо основных групп, может быть значительное число добавочных, в зависимости от величины и типа сада. Точно так же и внутри каждой группы варьируется количество элементов, образующих ее ансамбль.
Принципиальная схема композиции каждой группы обычно приближается к разностороннему треугольнику.
Самая длинная его сторона обращена к фасаду дома, выходящему в сад.
Самая короткая сторона помещается слева, а средняя сторона справа .
Соблюдение этого закона в композиции группы камней дает ощущение глубины пространства, а также общего равновесия масс.
Если главный каминь «омо-иси» располагается в центре, то два фланговых камня – «вака-иси » по степени важности будут соответственно слева и справа, перед этой группой камней – «хикаэ-иси»(передний камень), а за главной группой – «микоси — иси»(выглядывающий камень), подчеркивающий глубину пейзажа. Эта основная схема лежит в основе композиции практически каждого сада. Но будучи каждый раз осмыслена в конкретной ситуации, она исчезает как рациональная схема, организуя живой пластический материал.
В древнем руководстве «Сакутейки» есть подробные указания по установке камней. Вот некоторые из них:
«Композиция у подножия холма требует большего числа камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.»
«В отдельном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь».
Есть также и «Указания о том, как не нужно устанавливать камни в саду». При этом отмечается, что если они не будут исполнены, «хозяин дома заболеет, дом развалиться и в нем поселятся злые духи»:
«Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища; в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить, и сад придет в упадок».
«У северо-восточной стороны вашего дома нет места камню выше 120-150 см, в противном случае ваша семья долго не проживет. Но если вы поставите такой камень у юго-западной стены, ничего не случится…»
«Композиции из камня должны быть ориентированы таким образом, чтобы их оси не пересекались с осями стояков. Несоблюдение этого условия нашлет кару на ваш род и грозит вам обнищанием…»
Кроме того, отмечается, что «изложенное выше не предрассудки, а «истинные уложения разбивки сада». Это еще раз подчеркивает значение той роли, которая отводилась камням при устройстве сада.