В любой композиции (симметричной или асимметричной) при расположении растений соблюдают определенный порядок. Хаотично расположенные растения не создадут приятного впечатления от композиции. Такой порядок может обеспечить определенный ритм.
Ритм — это закономерное повторение элементов, явлений, форм или расстояний между ними. Ощущение ритма возникает у человека при трехи более кратном их повторении.
Ритм, в котором повторяются одинаковые растения и одинаковые расстояния между ними, усиливает эффект от восприятия этих растений. На эмоциональном уровне такой ритм вызывает ощущение стабильности и спокойствия.
Но длинные ряды ритма однообразны, неинтересны, вызывают утомление. Так, три горшочка с сенполией способны украсить подоконник, а десять и более — загромоздить окно или в лучшем случае предстать как коллекция.
Ритмический ряд можно получить, если размеры, расстояние, форма составляющих ряд элементов будет определенным образом изменяться: увеличиваться или уменьшаться. По сравнению с простым ритмом такой ритмический ряд динамичнее, напряженнее, интереснее. Прием такого ритма используют в создании композиций больших групп растений и при размещении растений в помещении в целом.
Контраст, нюанс, тождество. Ощутить изменение элементов в ритмическом ряду и, следовательно, понять вид ритма поможет степень различия этих элементов между собой.
Значительное различие элементов по какому-либо признаку называется контрастом. Растения, расположенные рядом в композициях, могут быть контрастными по высоте, форме и цвету листьев, габитусу. Использование этого приема позволяет наилучшим образом продемонстрировать особые качества отдельных растений.
Например, для большей выразительности в композициях рядом с растениями с зелеными листьями располагают растения с красными или пестрыми листьями, рядом с ажурными листьями — растения с цельными листьями, а пышные, кустистые формы растений — рядом с высокими линейными по форме растениями.
Однако слишком большой контраст может разрушить композицию. Незначительные различия в форме, величине и прочих свойствах элементов, называются нюансом. Использование нюанса в композициях групп придает ей законченность, лаконичность.
Так, контраст между сансевиерией с вертикальными линейными листьями и низким каланхоэ Блосфельда с округлыми листьями можно смягчить, добавив драцену, имеющую линейные листья, как у сансевиерии, но расположенные горизонтально и сближенно, как у каланхоэ.
При этом если использовать в качестве нюанса драцену де- ремскую с широкими темно-зелеными листьями, то композиция получится достаточно тяжелая, а если ввести драцену, окаймленную с узкими листьями, то эффект от композиции будет более легкий. Композиции, построенные только на нюансе, отличаются изысканностью. Примером могут служить композиции из бледно-розового, розового и красного цикламенов.