Каждый год в конце мая внимание всего ландшафтного мира сосредотачивается на выставке цветов в Королевском госпитале в Челси, Лондон (Chelsea Flower Show), где по традиции, можно увидеть и приобрести всё, что так или иначе связано с садовым искусством. Огромное разнообразие растений, садовой скульптуры и мебели, картин, изображающих цветы, а также одежда, обувь и инструмент для работы в саду — выставка в Челси подразумевает разнообразие во всём.
Как и многое в Англии, выставка имеет богатую историю и проходит уже в течение почти 150 лет (на следующий год будет юбилей). За это время она, конечно, развивалась и дополнялась, но при этом сохранила главное: здесь выставляются только лучшие из лучших, задаётся вектор ландшафтной моды на весь следующий год. Тысячи людей со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть новые сорта растений, запечатлеть нюансы построения садов, полюбоваться садовыми аксессуарами, чтобы в дальнейшем применить интересные ландшафтные решения и в своём саду.
Все представленные на выставке товары и экспозиции соревнуются между собой в разных категориях. Но самый большой интерес публики традиционно вызывают сады. Буйство растительности, шикарные композиции — миксы из цветов, стильные архитектурные формы — всё это свойственно каждому саду. Все сады делятся на номинации (в этом году их четыре) — Show gardens (Выставочные сады), Urban gardens (Городские сады), Artisan gardens (Ремесленные сады) и Generation gardens (Сады поколений). Победителей определяет специальная комиссия, причём в одной номинации число медалистов не ограничено.
Выставочные сады — самые большие по площади. Для создания выразительной композиции авторы использовали природные элементы (воду, растения, камни и др.).
С одной стороны, сад имеет регулярную планировку. Однако она зрительно разбивается нестрогим расположением камней на дне центрального прямоугольного водоёма, а также растительными композициями в насыщенно малиновых, бронзовых и нежно-розовых гонах (присущих, собственно, шампанскому Laurent-Perrier), которые придают саду романтическую атмосферу. Так что основная идея — в соединении в одном пространстве разных геометрий, что даёт возможность длительного созерцания сада.
Австралийский сад (The Australian Garden), представленный Королевскими ботаническими садами Мельбурна, также получил золотую медаль. Все растения в нём — традиционные для Австралии, включая дёрен. Сад рассказывает символическую историю путешествия по сухой безжизненной австралийской земле к обжитому побережью. Сухое русло реки, сухоцветы, соль и вода полностью отражают австралийский ландшафт. По мере продвижения по саду из артезианского бассейна начинает бить вода, образующая выразительной формы водоём в виде охотничьего бумеранга. Затем вода каскадом спускается по ржавой стальной стене и уходит в почву, чтобы заново начать свой путь.
Сад Эврика, созданный по заказу газеты Таймс при поддержке Королевских ботанических садов в Кью (The Times Eureka Garden) и получивший серебряную медаль, демонстрировал значимость растений в науке и жизни общества. Растения подбирались таким образом, чтобы максимально полно отразить их красоту и утилитарность. Многие из них применяются в медицине, торговле и промышленности, играя бесценную роль в каждодневной жизни. Они обеспечивают нас едой, одеждой, а также продуцируют воздух, которым мы дышим.
Линии дорожек и водоёма напоминают клеточные капилляры, распространяющиеся по поверхности земли и переходящие на вертикальную плоскость ограждения. Павильон сада Эврика по структуре напоминает растительную клетку и создан из древесины и биопластика. Таким образом, все элементы сада находятся в контексте цельного образа и призваны донести до зрителей важность растений в нашей жизни.
Новинки Городских садов
Городские сады значительно меньше по площади, чем Выставочные. Здесь было важно показать какое-то новшество, будь то необычное сочетание природных и искусственных материалов или свежая идея, заложенная в концепцию сада. Золотые медали в этом году получили трое участников.
Сад компании Лэндс-Энд, или Сад над водоёмом (The Lands End Across the Pond Garden) — золотой медалист выставки — навеян философией американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright). Основанное на взаимодействии природы и архитектуры, пространство включает в себя любимые материалы архитектора: полированные бетонные ступени, расположенные над прудом, и стену с водопадом, а сделанные вручную деревянные сиденья, отражают любовь Райa к натуральным материалам.
Сад компании Чил стоун (The Chilslonc Garden) — серебряный медалист. Этот современный сад создан для отдыха горожанина после тяжёлого рабочего дня. Ледяная скульптура медленно тает и наполняет бассейн, внося в пространство долю юмора. Неожиданный ярко-голубой ковёр заменяет традиционное мощение, привлекая внимание тех, кому нравится удивляться и удивлять. А окружающая растительность холодных оттенков придаёт атмосфере сада спокойствие и настраивает на отдых и умиротворение.
Новая номинация — Ремесленные сады Категория Ремесленные сады в этом году проводилась впервые. Семь садов этой номинации располагались вдоль садовой аллеи, и фоном для них служили деревья. Задачей дизайнеров было использовать при создании садов в основном природные материалы (растения, дерево, камень) в своеобразной «ремесленной», «сельской» манере. Идея этой номинации имеет прямое отношение к тенденции создания садов, в которых всё максимально ес тественно, сдобно единственный их создатель — Природа а нс человек.
А Сады поколений демонстрируют возможные оформления придомовой территории (палисадники).
Среди тенденций этого года в глаза сразу бросается контраст между спокойной строгой архитектурой садовых павильонов и буйством и красочностью окружающей их растительности. Миксы из цветов поражают разнообразием палитр: в одном саду сочетается множество контрастных и нюансных оттенков. При этом кронам деревьев, словно желая примирить строгость павильона и необузданность растений, дизайнеры придают простую геометрическую форму. Нередко можно встретить и шпалеры, как вертикальные, так и пока не столь привычные глазу — горизонтальные.
«Дикая» растительность — тенденция, конечно, не этого года. Своё начало она вообще берёт из английских садов XIX в. которые имитировали природный ландшафт и предполагали естественность и плавность линий планировки, Всё было словно создано самой природой.
В наши дни стремление к «естественному» ландшафту вновь получает всё большее развитие, и уже сложно найти сад, в котором растения подчинены строгой геометрии. Даже если сама по себе планировка пространства строится но чётким линиям, как, например, в саду компании M&G (The М &G Garden), то его растительное наполнение очень разнообразное и пышное.
Для достижения наибольшей выразительности сада важно создать контрастную композицию. Поэтому подобный принцип размещения растительности, случайный на первый взгляд, на самом деле очень гармоничный, продуманный и сложный в создании. В контекст е всего сада он контрастирует не только с архитектурой павильона, ной со всеми остальными элементами композиции: водой, скульптурой, материалами дорожек, подпорных стен и ограждений.
Например, в саду Монако (A Monaco Garden) все архитектурные элементы весьма строгие: прямоугольный бассейн, облицованный мелкой керамической плиткой и ограждённый прозрачным стеклом, прямая деревянная дорожка к нему, в торце которой имеется прорезь для небольшого водопада, простой формы павильон, скорее просто навес. Зато вокруг — сосны, оливковые и цитрусовые деревья, микс из десятка видов цветов (молочая, розмарина, немезии, вероники и тд.), растительность на крыше и стенах павильона.
Вертикальное озеленение стен получает всё большее распространение в современном мире. Это актуально и для городской среды, и для небольших частных садиков. Это очень красиво и необычно, а также актуально с точки зрения экономии пространства и, в конечном счёте, экологии.
Сад компании B&Q (The B&Q Garden) — один из ярких тому примеров. Идея этого сада — показать, какими возможными способами человечеству вскоре придётся обеспечивать себя продуктами питания. Помимо расположения растительности на стенах и балконах, сбора дождевой воды и получения солнечной и ветровой энергии, экономить пространство предлагается за счёт встраивания в столы аквариумов с рыбками, установки групп ячеек с приманками для птиц и различных насекомых. Кроме того, максимально использовано воздушное пространство над садом.
Среди новых тенденций также можно назвать использование в садах воды в различных видах: спокойные пруды с тёмной или прозрачной водой, всевозможные ручейки, водопады и гроты Вода в том или ином виде присутствует практически в каждом салу.
Круглый водоём в Ирландском небесном салу (Irish Sky Garden) по своей форме перекликается с окружающими его полусферами из самшита. Композиция Корнуоллского сада (The Homebase Cornish Memories Garden) навеяна воспоминаниями автора о Корнуоллском побережье и также включает воду: три пересекающихся но своим траекториям узких ручейка впадают в круглый бассейн с каменными берегами.
А вода в Малазийском саду (Tourism Malaysia Garden) передаёт атмосферу тропических лесов: здесь водопад состоящий всего из нескольких струй, образует неглубокий ручей с каменистым дном и традиционными для Малайзии тропическими водными лилиями.
В этом году немало места в садах отдано под скульптуру, современную или классическую. Например, в саду Британской организации по сердечным заболеваниям (British Heart Foundation Garden) на скульптурных формах основывается весь образ пространства — красные, сложной формы трубки, по образу напоминающие сосуды, пронизывают весь сад и завершаются созданием условного садового павильона.
В Большом павильоне (The Great Pavilion) традиционно представлены питомники и всевозможные растительные сообщества. Пышные букеты цветов на террасах, тогшары из самшита, разнообразные виды растений — глаза разбегаются. Особенно запоминающейся оказалась архитектурная экспозиция из огромного количества маленьких цветов, созданная Тропическим парком Нонг Нуч (Nong Nooch Tropical Botanic Garden).
Кроме того, в павильоне прошло награждение флористов в двух номинациях: Флорист года (RHS Chelsea Florist of the Year) и Молодой Флорист года (RHS Young Chelsea Florist of the Year). А также выбрано Растение года (Plant of the Year) из 10 представленных в этой номинации новых сортов. Лучшим среди них стала анемона (Anemone «Wild Swan») — элегантное растение с большими белыми цветами.