Масштабность и пропорции. Решая вопрос о выборе растений для оформления интерьера, необходимо учитывать масштабность.
Под масштабностью понимают соразмерность или взаимное соответствие величины объемных элементов, расположенных в данном пространстве, воспринимаемых человеком.
Человек способен воспринимать и оценивать величину предметов и соотношение их величин относительно своего роста. Так человек оценивает размеры помещений и предметов обстановки — объемных элементов, заполняющих эти помещения: столы, шкафы, стулья и др. К объемным элементам нужно отнести растения-солитеры и композиции из растений.
Крупное одиночное растение, установленное в маленьком помещении выглядит громоздко и создает излишнюю тесноту. Поэтому наилучшими помещениями для растений крупномеров следует считать большие холлы, зимние сады. Но в просторных больших комнатах небольшие растения и миниатюрные композиции потеряются.
В том и другом случае соотношение величин пространственных элементов и самого пространства считается не масштабным. Соотношение растений должно быть также соразмерно элементам обстановки. Так, например, рядом с высоким шкафом уместно поставить монстеру на опоре, а на низкий журнальный стол — композицию из суккулентов.
Решение масштабности зависит от функционального назначения помещения, поэтому в детской комнате размещают небольшие растения, а в гостиной — крупные.
Масштабность объемно-пространственных элементов тесно связана с пропорциями.
Пропорция — это определенное соотношение, соразмерность отдельных частей между собой и соотношение части и целого, это одно из проявлений гармонии. Пропорции являются основой создания композиций во всех видах искусства: архитектуре, живописи, ландшафтном проектировании, искусстве аранжировки цветов.
Процесс решения композиционных задач с помощью пропорций для получения гармоничных сочетаний называется пропорционированием. В композициях, включающих в себя объемные пространственные формы, пропорционированию подлежат их величины, геометрическое строение, положение в пространстве и цвет. В настоящее время чаще всего используются два вида пропорционирования: модульная система пропорций и «золотое сечение».
В модульной системе пропорций некую величину принимают за условную единицу измерения — модуль, которая в композиции служит мерой пространственного построения или единицей измерения всех составляющих элементов. Например, при составлении группы из одинаковых растений, растущих в отдельных контейнерах, размер поддона, в который устанавливают растения, должен быть кратен размеру контейнера с растением. Контейнер в данном случае является модулем. В группе с растениями, высаженными в разные по величине контейнеры, за модуль принимают величину наименьшего контейнера, остальные подбирают кратными ей, например как 1:2, следующий как 1:3, 1:4 и т. д.
«Золотое сечение» известно с древних времен как одно из выражений наиболее гармоничных пропорций. Суть его заключается в том, что любой отрезок можно разделить на две части так, чтобы отношение меньшей части к большей равнялось отношению большей части к длине всего отрезка. Правило «золотого сечения» находит место там, где имеются соотношения частей, например при подборе размера контейнера к растению, наилучшее впечатление получается, если высота контейнера представляет собой меньший отрезок, а высота растения больший. Конечно, следует учитывать возрастную динамику растения. При посадке быстрорастущих растений размеры растения должны быть несколько меньше, чем требуется для выполнения равенства соотношений. Когда его размеры увеличатся, меняют контейнер на больший по размеру.
Правило «золотого сечения», выраженного целочисленными значениями, можно представить в виде ряда чисел, в котором каждое последующее число является суммой двух предыдущих, так называемого ряда чисел Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21… В группах, представляющих многоярусную композицию, гармоничное соотношение высот можно получить с помощью ряда чисел Фибоначчи. Так, если высоту низких растений принимают за 3 части, тогда высота средних растений должна соответствовать 5 частям, а высоких растений — 8 частям. По этому же принципу можно определить наиболее красивое их расположение в пространстве.
Симметрия и асимметрия. Расположить растения в группе можно по-разному. Высокие растения можно расположить по центру, а остальные — на равномерно удаленном от него расстоянии.
Композиция, в которой левая часть является зеркальным отражением правой, называется симметричной, а способ ее построения — симметрией. Центрально расположенное высокое растение играет роль оси симметрии в такой композиции. Симметричные композиции обладают устойчивостью, уравновешенностью, статичностью, эмоционально вызывают некоторое напряжение и даже торжественность. Симметричными композициями из срезанных цветов украшают праздничный стол. Симметричные композиции из комнатных растений устанавливают в административных помещениях, офисах, рабочих кабинетах, используют в праздничном украшении гостиных. В такие композиции часто включают цветущие растения.
Солитеры симметрично располагают относительно двери, окна, части обстановки.
В ассиметричных композициях высокорослое растение может быть смещено к какому-либо краю, а левая и правая части композиции не равны. Однако гармоничной асимметричную композицию можно назвать только тогда, когда не равные по величине и не одинаковые по форме растения расположены в ней так, что композиция воспринимается уравновешенной. Асимметричные композиции динамичны и живописны. Способов достижения равновесия левой и правой частей композиции множество. Поэтому асимметричные композиции отличаются большим разнообразием, чем симметричные. Ими украшают уголки отдыха, зимние сады.