С этим садом у меня связана интересная и поучительная история. Дело было лет десять назад. Отучившись два года на курсах по садовому дизайну и побывав в садах Англии, я поняла, что английский стиль — это то, что привлекает меня более всего. Именно в этом стиле и хотелось мне сделать свой сад. С невероятным энтузиазмом, свойственным лишь вновь обращенным, я готова была на почти любые материальные траты, чтобы купить страшно дефицитный тогда посадочный материал.
Крупных растений в продаже не было, рады были и укорененным черенкам. Трудности не останавливали, смущало лишь то, что я не видела в Подмосковье ни одного сада, хотя бы отдаленно напоминающего английские образцы. Часто слышала я, что все эти садовые изыски не для нас. Один мой приятель тогда все цитировал мне из «Дубровского»: «Где уж нам по-английски разоряться, нам бы по-русски сыту быть».
В окрестных садах, доступных мне для посещения, можно было наблюдать лишь разной степени аккуратности и ухоженности огороды, непросыхающие лужи после дождя, покосившиеся штакетники… или как у меня тогда «новодел» — крошечные тщедушные растеньица, а в садах, сделанных «профессионалами», так называемый «туево-газонный стиль» — дом, огромный газон, по четырем углам забора туи. Вот такой соцреализм. Страстно хотелось красоты, эстетики, дизайна, а тут … Где газоны? Где красивые и удобные дорожки? Где миксбордеры? Самшиты с тисами у нас не растут. Значит, высокие изгороди у нас невозможны? Гольфстрим в Подмосковье не протекает. Может быть, и садов английских быть не может?
В секции садового дизайна клуба «Цветоводы Москвы», которую я с огромным удовольствием и большой пользой посещала после окончания курсов, мне посчастливилось познакомиться с Натальей Борисовной Галкиной, интеллигентной, образованной, очень интересной женщиной, которая пригласила меня в свой сад.
Было это уже давно, но шок, который я испытала при посещении этого сада, помню до сих пор. Петляющая дорожка сначала вдоль железнодорожного полотна, потом по русскому полю. Все как всегда. Скромный забор. Калитка открывается… И слева высокая двухметровая живая изгородь! Стриженая, красивая, облиственная снизу доверху, уже взрослая! Она была сделана мамой хозяйки сада из спиреи острозазубренной. Ярко-зеленые изящные листья, густая нарядная крона. Похоже, что стрижка спиреям на пользу. То есть без самшитов с тисами можно обойтись? Проходим несколько метров и попадаем на открытую солнечную поляну, а на ней чудесная горка. Горка хороша, но я пока не могу на ней сконцентрироваться. Ведь поляну ограничивают две изгороди, пересекающиеся под прямым углом: одна из кизильника блестящего, вторая — из смородины альпийской. Кизильник я запомнила сразу и навсегда, лист блестящий плотный темно зеленый.
Изгородь прекрасно держит четкую форму, низ тоже плотный и зеленый, хотя место тенистое. Ага, значит, и у нас живые изгороди не обязательно с голым драным низом, как в городском озеленении, даже термин для таких изгородей есть отвратительный — «ноги страуса». Фу, гадость какая. То есть не климат виноват, а невежество и нерадивость? И у нас можно вырастить двухметровые густые изгороди, как в Англии? Так, смотрим дальше — смородина альпийская. Изящные матовые листики по форме напоминают смородиновые, но гораздо мельче. Идеально стриженая изгородь из этой смородины тоже впечатляла и плотностью, и красивым низом.
Эти потрясающие изгороди создают структуру сада и образуют кабинеты, уединенные зеленые комнаты, придуманные милыми моему сердцу английскими садовниками. Они придают саду объем, делают его нескучным и интригующим.
Сад очаровывал своей изысканной простотой и элегантностью, отсутствием лишнего, случайного. «Возможен, возможен все- таки взрослый прекрасный сад в Подмосковье. А если получилось у кого-то, должно получиться и у меня» — такие мысли крутились в моей голове, когда я ехала обратно.
Этот сад заложили родители Натальи Борисовны в 1967 году, к первоначальным 6 соткам потом удалось прирезать еще 4. В саду сохранены старые сорокалетние яблони, они почти не плодоносят, но графика крон у них потрясающая, растут посаженные родителями береза и голубая ель. Мама хозяйки, архитектор по профессии, «возвела» в саду горку, что по тем временам было событием революционным. Она расположена на самом солнечном месте сада, пожалуй, наиболее насыщенном цветом: здесь растут пурпурно-листные барбарисы, золотистая туя, пурпурные гейхеры, серебряные полыни и много пестролистных растений. Горка сохраняется как память о любимых родителях, научивших понимать красоту, и как яркая, цветовая доминанта сада. В те годы ассортимент декоративных растений был весьма скуден, так что «горочная» растительность практически полностью обновлена нынешней хозяйкой.
Вот еще один характерный штрих к ее портрету. В условиях тогдашнего дефицита растительного материала мы приобретали все подряд, помните — покупали не то, что нужно, а то, что продается. Наталья Борисовна в отличие от многих из нас не теряла рассудка, она рассуждала так: «Можно купить новое растение только в том случае, если точно знаешь, в какое место его посадишь и кому отдашь старое растение, которое там росло». Многим из нас и сейчас недоступна эта садовая мудрость! Вот и тащим в свой сад все подряд, а потом маемся, не знаем, куда приткнуть.
В саду Галкиных чувствуется преемственность поколений. Этой семье присуще очень важное качество: умение жить в ладу с собой и окружающими, к этому склоняет спокойная умиротворяющая атмосфера сада, скромный уютный дом с окнами на веранде почти от пола, откуда так славно любоваться садом в непогоду. Наталья Борисовна дорожит семейными традициями: в последнее воскресенье июня семья отмечает «день сада», на который собираются семьи хозяйки и ее сестры. Эта дата приурочена ко дню свадьбы покойных родителей. А в конце сентября соседи собираются на прощанье с летом. У Натальи Борисовны есть две маленькие внучки, она учит их, что каждый день нужно делать хотя бы одно полезное дело. И сад, и дачные традиции семьи Галкиных кому-то могут показаться старомодными, да и сама Наталья Борисовна говорит о себе: «Я живу не в этом веке».
Этот сад, в основном, теневой, кроме горки здесь нет ярких красок, он построен на игре нюансов зеленого цвета. Хозяйке больше по душе не яркие цветы (здесь нет роз, пионов, лилий), а листья — их форма и структура, разнообразие оттенков зелени.
Сад — живой организм, он не может быть мемориалом, он растет и развивается. Сделана интересная регулярная часть при входе, состоящая из оригинально чередующихся карликовых калин Компакта, спирей Литл Принцесс и злаков — дешампсии и овсеца. Недавно устроена «тайна» — крошечный уединенный кабинетик, скрытый от любопытных глаз, с уютной скамеечкой.
Если подойти к планировке участка с умом, даже на 7 сотках можно разместить и огород, и большой газон для игр внуков, и декоративные композиции.