В эпоху Возрождения был создан новый стиль садово-паркового искусства — итальянский. Сады итальянского стиля были расположены на холмистой местности, с террасами и галереями, гротами и фонтанами.
Сад размещался на террасированном склоне. Главная особенность сада — осевое построение. Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси были направлены перпендикулярно ей. Партер (открытая часть сада с узорами из песка, кирпича и угля), фонтаны, скульптура находились на пересечении осей и их завершали.
Сады знати обычно устраивали на холмах в виде террас, следующих регулярному рисунку. Сад был невелик и с верхнего балкона открывался как на ладони. Садовая перспектива состояла из нескольких ярусов и венчалась дворцом.
Каждый верхний уровень сада являлся обзорной площадкой для нижних, а бордюром, обрамлением уровней служили балюстрады и боскеты (подстриженные деревья и кусты, образующие сплошные стенки). Сад был регулярным, замкнутым и строился на внутренних композициях.
Вначале главное внимание уделяли террасе, расположенной перед самим домом. Остальные террасы были не связаны между собой. Террасы затеняли деревья, а стекающая с них вода создавала прохладу. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющихся в строгой последовательности, были рассчитаны на создание разнообразных эффектов.
Планировка была прямоугольной, с прямыми аллеями кипарисов, квадратными газонами и цветниками, четырехугольными прудами и большим количеством римских и греческих статуй, ваз и колонн. Последние были белыми точками среди зелени, которые притягивали взгляд.
В основе планировки лежали прямые строгие линии и симметричная композиция. В итальянских садах господствовала архитектура: гроты, лестницы, античные статуи, вазы, колонны. Скульптура утратила свое прежнее сакральное значение, а ее светский характер свидетельствовал об античной образованности человека.
Темная зелень гармонировала с белым мрамором лестниц. Лестницы подчеркивали центральную часть комплекса, а садовые дорожки, проходящие по террасам, образовывали несколько поперечных осей.
Каждая аллея террас завершалась площадками с причудливыми фонтанами. Аллеи были прямыми, пересекались под прямым углом. Рощи делали четырехугольными с симметричными клумбами. Популярны были кадки с лимонными деревьями.
В итальянских садах устраивали причудливые боскеты, посвященные теме любви: подстригали деревья и кусты в виде сердец, стрел Амура, бабочек и лабиринтов. Насаждения в боскетах занимали основную часть сада. Партеры размещали по главной оси — либо перед домом, либо у подножия склона.
Из дубов состояли боскеты, обрамленные стриженными зелеными стенами. Использовали тополь, каштан, маслины. Доминирующую роль играли кипарис с темным силуэтом и итальянская сосна пиния с высоко посаженной зонтикообразной кроной. Для стрижки использовали самшит, мирт, лавр, тис, тую. В декоративных кадках выращивали цитрусовые.
Для пергол применяли розы, плющи, виноград. На клумбах — ирисы, лилии, гвоздики, фиалки. В садах устраивали перголы, трельяжи и беседки. Декор из мрамора и камня — туфа или травертина играл большую роль в оформлении сада.
В садах строили амфитеатр — высокую стену, замыкающую часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. Вогнутое полукружие углубляло перспективу и разнообразило игру света и теней.
В оформлении сада большую роль играла вода. Она являлась композиционным центром. Характерный признак сада Возрождения — вода с блеском и музыкой. В эпоху Ренессанса впервые появились фонтаны-шутихи, призванные забавлять гуляющих в саду людей внезапным обливанием.
В XVI в. знали овчарок и мастиффов, которых использовали для охраны, переноса тяжестей, травли животных. Собак держали на цепи, т. к. огромные, упрямые, энергичные собаки с массивным тяжелым корпусом могли навредить кому-либо.
С террасы на террасу спускались различной формы лестницы, по мраморным перилам которых когда-то текли веселые ручейки воды.
Сад украшали прекрасные фонтаны и бассейны со струящимися каскадами воды. Сочетание бурных каскадов и спокойных поверхностей водоемов создавало неповторимую прелесть и контраст. В садах итальянского типа было много каменных парапетов и балюстрад, виртуозно использовали воду.
На открытых площадках и в нишах зелени боскетов располагали несложные по форме фонтаны с широким бассейном в виде чаши и скульптурой посередине. Одновременно строили бурные каскады потоков воды, спускающихся с террас.
Амфитеатром называли свободно растущие группы деревьев, которые замыкали плоскую часть сада. Изолированный участок или небольшой сад для отдыха получил название «секретный сад».
Лоджии использовали как видовые точки и как переходы от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада. Задняя часть сада предназначалась для созерцания, в реальности туда невозможно было попасть. Часть сада мостили и воздвигали монумент.