Камин — это главный бриллиант в оправе архитектурного ансамбля особняка. С помощью камина может быть рассказана длинная история о положении владельца, его характере, пристрастиях и ценностях. Камин имеет поразительное свойство притягивать к себе внимание гостей. Едва гость, переступив порог, замечает камин, у него возникает желание осмотреть достопримечательность во всех подробностях. Стоит ли упускать такую возможность сообщить гостю что-то очень важное, а, возможно, и покорить его сердце?
Камин как символ роскоши
Камин в Европе претерпел долгую эволюцию. Сформировавшись ещё в Древнем Риме, он пережил мрачное средневековье и ворвался в 20 век уже в качестве части антуража элитного жилья. В России же было совсем иначе. Наши предки разработали гораздо более практичное (хотя и менее эстетичное) устройство — русскую печь. Камин попал к нам исключительно как предмет роскоши. Это произошло эпоху Петра I, когда мода на всё европейское накрыла Россию целиком. Два противоборствовавших тогда класса (или, как сейчас говорят, две конкурировавших элиты) — бояре и дворяне — начали состязаться между собой в роскоши своих усадеб. И одним из главных объектов внимания стал камин. С тех пор в России повелось судить о хозяине дома по убранству его камина.
Магия огня и камин
С древнейших времён центром жилища был очаг. Вокруг него кипела жизнь и зарождалась человеческая цивилизация. Жизнь наших далёких предков зависела от огня. Возможно, именно в этом кроется секрет магического свойства огня воздействовать на сознание человека. Люди готовы часами наблюдать за тем, как пляшут алые языки пламени. Огонь завораживает человека, вводит в медитативное состояние, наводит на раздумья, вызывает в памяти приятные воспоминания. Не даром в большинстве магических обрядов используется огонь. Примером может служить пасхальный огонь христианства, зажигаемый в храме Гроба Господня в Иерусалиме, а так же свечи, факелы и костры всех первобытных религий.
Огонь помогает расслабиться и полностью отдохнуть, не теряя при этом ясности ума. В иной ситуации огонь поможет Вам сосредоточиться и обдумать важную мысль. Хорошо у камина обсуждать и совместные планы: огонь сближает современных людей так же, как сближал когда-то наших далёких предков. Возможно, именно поэтому камины стали обязательным элементом в домах успешных бизнесменов.
История зарождение камина
Если не принимать во внимание такой этап развития камина, как костёр древнего человека, можно сказать, что камин зародился в Древнем Риме. Сам термин «камин» происходит от латинского caminus — открытый очаг. В домах римлян строились печи с открытой топкой, уходящие трубою в потолок. С их помощью отапливали довольно большие помещения. Эти печи-каминусы монтировали в центре залы, что определило местоположение камина на несколько последующих веков. Именно в Древнем Риме камин обрёл свои современные черты.
Средневековье и Готика (5-15 века)
Средневековье — довольно продолжительный период европейской истории, начавшийся с окончательным падением Рима от ударов белых варваров Севера. /Кстати, среди этих варваров было много и наших с вами предков, или, как минимум, родственников: древними славянами были, например, вандалы/. Приобщившись к развитой цивилизации Рима, предки современных европейцев начали активно строить величественные здания. Так родился стиль готика. Название стиля произошло от латинского gotico — варварское. Это оскорбительное прозвище было дано зарождавшемуся стилю ещё художниками великого, но увядающего Рима. Готика — это соединение имперского величия и фанатичной веры в Бога, что было свойственно средневековью. Мы знаем этот стиль по величественным соборам, как бы рвущимся в небеса.
Не менее величественны были и замки средневековых феодалов. Они были сложены из грубого булыжника, но архитектура их год от года совершенствовалась. Камины в таких замках могли достигать гигантских размеров. Средневековые рыцари жарили в них быков на вертеле. Камины строятся чаще около стены, а вернее в самой стене. Каминная топка могла достигать размера комнаты высотой в полтора человеческих роста. Такой камин можно увидеть в старинном аббатстве Мон-Сен-Мишель во Франции. Однако художественной ценности такие камины ещё не представляли.
Возврат к античности (15-16 века)
В 15-16 веках художники и архитекторы вновь обратились к идеалам античного искусства. В моду вошли статуи олимпийских богов, колонны, капители, пилястры (выступающие из стены полуколонны). Ими стали украшать как внутреннюю, так и внешнюю части здания. Разумеется, это коснулось и камина. Материалом камина, вместо привычного булыжника, стали благородные камни — гранит, мрамор. Камины украшали мозаикой, экспериментировали с их формой. В этот период камин навсегда «прирос» к стене.
Чувственность и лукавство аристократии (17-18 века)
Стиль барокко — это воплощённая роскошь, парадность, страстность и пышность. Знать полностью сформировавшихся европейских государств не отказывала себе ни в чём. В переводе с итальянского barocco означает вычурный, причудливый, странный. В эту эпоху камины стали украшать флорентийской мозаикой, увеличились размеры их дымосборников, на порталах каминов появились резные украшения. Декоративные орнаменты каминов впервые приобрели ассиметричные элементы, стали более подвижными, «текучими». Часто изображались вьющиеся растения (виноградные лозы, листья аканта, ветки роз). Часто в орнамент включал изображения насекомых, птиц, животных, играющих детей.
Заднюю стенку каминной топки стали закрывать чугунными панелями. Их украшали рельефами с изображением библейских сюжетов или военных баталий. В качестве материалов часто использовался белый мрамор в сочетании с золочёной бронзой. На каминной полке помещались часы, вазы, зеркала и роскошные канделябры. Перед топкой камина нередко ставили шёлковый каминный экран в деревянной или позолоченной раме. Рисунок такого экрана просвечивался светом пламени и создавал дополнительный декоративный эффект. Кроме того, экран рассеивал жар огня.
Наполеон и Шерлок Холмс у камина (19 век)
Как это обычно бывает, после периода роскоши и вычурности, людям захотелось чего-то более сдержанного, лаконичного и разумного (конец 18 века). Так появился классицизм. Центром развития нового стиля стала Англия. Камин в английском стиле — это спокойный аристократизм, элегантность и простота. Камины этого направления отличает сдержанность декораций, форм и красок. Самым распространённым материалом для камина становится черный мрамор, скромно украшенный рельефами в античном стиле. Нам легко представить такие камины, поскольку мы видели их в фильме «Шерлок Холмс» по роману Артура Конан-Дойл и других фильмах об Англии 19 века. Классицизм — это деловой стиль. Дух римского практицизма пронёсся через поля Европы и дал всходы на благодатной британской почве.
В начале 19 века Франция, вслед за Британией, отказывается от стиля барокко. В эпоху правления Наполеона Бонапарта зарождается новый стиль, ставший синтезом английского лаконизма и величия Французской Империи. Ориентиром для новых художников Франции стал Рим периода расцвета. В переводе с французского empire означает «империя». В моду входят помпезные колонны, военные сюжеты, оружие, лавровые венки. После египетских походов Бонапарта, в декор каминов вошли сфинксы и египетский орнамент. Материалом монументальных каминов в стиле ампир становится мрамор.
Романтика сельской жизни (19-20 века)
Со временем камин всё более демократизировался, всё большее число людей могли его себе позволить. И простых европейцев (включая уже и русских) стали утомлять помпезные стили прошлого. Их идеалом стала простая тихая жизнь на лоне природы. Так появился стиль кантри или рустикальный. Кантри — это сельская пастораль, с её прекрасных пастушками, весёлыми мельниками и картинной беспечностью.
Эти направления стали отражением нового стиля в литературе 19 века — романтизма. Возвышенному описанию подлежит простая деревенская архитектура, плетёная мебель, домотканые пледы и т. д. Прекрасная старина и спокойная жизнь. Камины выкладываются из простого кирпича, дымоход маскируется фанерным кожухом. Яркими представителями стиля кантри стали голландские камины.
Камин мира высоких технологий (21 век)
Стиль хай тек в архитектуре узнаётся, прежде всего, по обилию стекла (или его заменителей) в сочетании с металлом. Строительство многоэтажных насквозь просвечиваемых атриумов с прозрачными лифтами, гигантских стеклянных отапливаемых мостов стало возможным исключительно благодаря развитию высоких технологий. Камины стиля хай тек сверкают полированным металлом, имеют необычные формы, напоминающие скорее очертания космического корабля, чем домашней печи. При создании таких каминов широко применяются современные огнеупорные материалы (стекло, нержавеющая сталь, особый пластик, керамика). Порталы нередко отсутствуют совсем, а топки могут висеть над полом. Такой камин Вы без труда сможете переставить в новое место, а в случае переезда — забрать с собой. Линии каминов хай тек резкие, пересекающиеся под разными углами. Всё напоминает о цивилизации и научно-техническом прогрессе.
Возможности современного камина
Современный камин может принадлежать к любому из перечисленных выше стилей или сочетать сразу несколько из них. Главных критериев два: органичность (то есть, соответствие стиля камина остальным частям жилища) и эргономичность (то есть единство его функциональной и стилистической составляющих). Независимо от дизайна, современный камин позволит Вам созерцать огонь сквозь огнеупорное стекло и удалять золу, не гася пламени. В топку современного камина можно бросать не поленья или уголь, а экологически чистое топливо, созданное именно для данной цели. КПД современного камина составляет + — 75%. Но самое главное: современный камин — это символ престижа. Его достоинства определяются не столько ценой (которая относительно невысока), сколько точностью отражения индивидуального стиля и личности владельца дома.