Иметь артистический сад — значит иметь высокоразвитое чувство стиля. Сегодня, когда стиль и внешний вид приобретают господствующее положение и интерпретируются по- новому в жизни каждого — в одежде, машинах, интерьере — сад неминуемо становится частью общей тенденции развития.
Россия, как и другие страны, не избежала этого движения. Предложения в вопросе стилевого и артистического преобразования сада многочисленны: услуги ландшафтных дизайнеров, новые растительные тенденции, конструкционные материалы, предметы декора, всё, что душе угодно. Цены варьируются в значительных пределах так же, как и качество. И даже если на настоящий момент попытки создания таких садов местными специалистами на территории одной шестой суши всё ещё являются немногочисленными, красота в искусстве универсальна и не зависит от культурных или географических различий, поэтому россияне очень быстро узнают о новейших веяниях и адаптируют их, насколько позволяет климат.
И так как артистический сад является, на мой взгляд, наивысшим возможным выражением искусства ландшафтного специалиста таким же образом, как создание эксклюзивной коллекции одежды является наивысшим выражением искусства кутюрье, давайте разберёмся, что же это такое — артистический сад?
Что такое артистический сад?
Артистический сад — это самовыражение одного или нескольких авторов, использующих ландшафт в качестве основного или вспомогательного средства физической материализации художественного замысла. Основная отличительная особенность ландшафтного искусства от, скажем, скульптуры состоит в изменчивости и постоянном развитии самого предмета искусства в зависимости от времени года и с течением времени.
Сад или парк по своей сути требует постоянной реадаптации и модификации и приходит к более-менее конечной форме, как минимум, через 10 лет после его создания. Как сказал недавно один из моих заказчиков: «Результат мне нравится, но я понимаю, что парк, каким его увидел ландшафтный архитектор ири создании, увидят в лучшем случае мои внуки». И даже в момент, когда внуки видят замысел творца сада, сам творец может увидеть только возможности последующего развития изначальной идеи.
Только от автора сада зависит выбор отношений баланса между различными материалами, элементами и всем тем, что будет определять композицию. По- настоящему целостный художественный
подход не принимает во внимание установленные каноны в искусстве, но преобразует их в сугубо личное, и часто неожиданное, самовыражение.
Однако, не стоит считать, что данное упражнение не подчиняется ни одному правилу. Наоборот, ландшафтный художник должен в совершенстве знать правила и уметь не только их применять, но и обходить, а также искажать, и даже иногда изобретать самостоятельно.
Ввиду всего вышесказанного, может сложиться впечатление, что только специалисты экстра-класса способны на создание артистического сада. Однако это нс совсем правда, так как в садово-парковом искусстве, как и в других видах искусства, основным и решающим фактором является вовсе нс точное знание техник, а талант.
В любительских садах можно найти не менее интересные творения, в основе композиций которых, как правило, лежит предрасположенность и любовь к растениеводству, и которые, чаще всего, находятся в северных странах, таких как Норвегия, Швеция, Великобритания… Без сомнения, такие сады далеки от широко распространённых коллекций растений, посаженных «просто, чтобы было», садовых гномов и других неподходящих безделушек сомнительного вкуса, нагромождения несочетающихся цветовых решений и материалов, не вписывающихся в окружающую обстановку. Такие «любители» способны вогнать в краску многих псевдодизайнеров широтой своих познаний.
Наконец, если абстрагироваться от исключительно растительно-композиционной части артистического сада, он может включать в себя ещё и художественно-скульптурные творения, которые одним своим присутствием придают месту дополнительную значимость в творческом плане, как, например, это часто случается в итальянских садах, где скульптуры местных мастеров соревнуются но красоте с окружающим их пейзажем.
Именно автор артистического сада будет решать, обыграть один или несколько вариантов композиционого выражения — будь то местность, элемент, материал или символика, будет ли дан ход одиночному или повторяющемуся, эфемерному или вечному решению — всё будет зависеть от того, какая ценность будет придана этому последнему.