Участок расположен в старинном дачном месте. Очень сырой участок в форме трапеции с небольшим уклоном на юг, в центре поселка около железнодорожной станции. Почва здесь отвратительная — 30 см суглинка, а под ним 6-7 м глины, затем небольшой слой песка и опять глина. Сейчас все участки в поселке огорожены высокими сплошными заборами на ленточном фундаменте, воде стекать некуда, и, если не заняться дренированием участка, она не будет уходить вообще.

Пришлось прокопать по всему периметру участка канавы, просверлить десять дренажных отверстий до песка и вставить в них дренажные трубы. На участке есть естественный пруд, три сборных колодца для воды, но каждую весну тут Венеция, что, конечно, не нравится яблоням, розам, можжевельникам и рододендронам.

На купленном участке был дом постройки 1938 года с печным отоплением, ну и, конечно, туалет во дворе. Поставил котел с батареями вместо одной из двух печек еще отец хозяйки. Нынешние хозяева организовали в доме все современные удобства — душ и туалет, горячую и холодную воду. Было жаль ломать старый дом — решили его оставить, отремонтировать и сделать кирпичную пристройку. Такой ремонт — дело хлопотное и грязное, он длился 6 лет, зато сохранена старая печка, обложенная изразцами, и наборный паркет, который давным-давно выкладывал молодой Владимир Иванович по эскизам юной жены. Новый дом обили светлым сайдингом, получилось красиво и комфортно.

В свое время были привезены саженцы яблонь, слив, вишен и черной смородины. Много места занимал огород, где росли клубника, огурцы, помидоры, зелень. Картофель сажали всего однажды и убедились, что здесь он не вырастет. Первые цветы сажала мама хозяйки, она привезла из Ставрополя от своей мамы пионы, розы и гиацинты. Кто-то подарил ей деленку лилейника Миддендорфа, вот уже более 40 лет весь июнь от калитки до дома лилейники украшают дорожку и поражают всякого, кто видит обилие золотистых и ароматных, нежных цветков.

С этой 25-метровой дорожки и начались творческие искания хозяйки по переустройству сада, когда она обучалась ландшафтному дизайну. После отцветания лилейников дорожка становилась скучной и монотонной. В память о маме лилейники остались на своем месте, но вторым рядом были посажены листопадные рододендроны, у которых осенью наступает вторая волна декоративности — их листья приобретают пурпурно-багряные тона. В последние 10-12 лет появилось большое количество необыкновенных новинок. Поначалу Тамара Ефимовна скупала все, что можно было приобрести. Сеяла и однолетники. В какой-то момент этого стало так много, что она решила остановиться. Знания, полученные на ландшафтных курсах, помогли понять, что в саду главное не цветы, основу, скелет сада должны составлять деревья и кустарники.

Одной из задач было сделать сад привлекательным не только летом, но и зимой, ранней весной и поздней осенью, когда подмосковные сады обычно унылые, какие-то серые. Теперь в саду много хвойных — туи, микробиота, кипарисовики, можжевельники, горные сосны и ели. Они оживляют сад, когда в нем еще нет или уже нет ярких цветов. Много и листопадных кустарников, к любимым сиреням, древовидной гортензии и чубушникам добавились дерен белый, разные сорта ив, лапчатки, разноцветные барбарисы. А еще вечнозеленая магония. А рододендроны! И листопадные, и вечнозеленые, еще не совсем привычные для Подмосковья, неотразимые в цвету, нарядные осенью. Не может хозяйка устоять перед розами — плетистые, флорибунда, почвопокровные. А еще два любимых растения — клематисы и лилии. Все это непросто вписать в сад.

У родителей все было подчинено пользе и удобству, сад был спланирован прагматично и достаточно примитивно. В центре участка дом, окруженный садом. Около ворот, прямо у входа, как сказали бы сейчас, хозяйственная зона- сарай, место для песка и дров. В глубине сада мастерская, место для мусора, туалет. В южной части участка огород, вдоль дорожек росла черная смородина и крыжовник сорта Негус, очень колючий, но очень вкусный. Все зоны участка были связаны между собой мощеными дорожками, иначе по сырой земле не пройти.

Отцовские яблони росли и… пропадали, потому что их корни доходили до воды и сгнивали. Остались только те, которые росли на более высокой, северной стороне, они живы до сих пор, красиво цветут и дают хороший урожай. Приствольные круги здесь не окапывают, яблони растут среди газона, поздней осенью каждый приствольный круг засыпают конским навозом с опилками. Новые яблони, сливы и вишни теперь сажают на холмики в более высокой части сада.

Когда Тамара Ефимовна училась на курсах садового дизайна, то нарисовала в масштабе план участка, разбила его на зоны: входная зона с длинной прямой дорожкой и лилейниками, зона въезда-выезда, мощенная бетонными плитами площадка около ворот, хозяйственная. В двух дальних углах сада две компостные кучи, муж вырыл неглубокие котлованы со стороной полтора метра, обложил их старым кирпичом на высоту около метра и оштукатурил. Сохранился огород. Недавно родился внук, значит, скоро появится детская зона. Нет спортивной зоны — не беда, для физических упражнений у хозяев есть газонокосилка, велосипед и огород! Напротив крыльца — лавочка. Владимир Иванович смастерил над ней перголу, жена посадила девичий виноград и каприфоль. Эти лианы хорошо дополняют друг друга — весной жимолость быстро покрывается листьями и в июне зацветает, виноград просыпается поздно, он солирует осенью, одеваясь в пурпур.

Близкое стояние грунтовых вод

В начале июля рододендроны уже отцвели, зато буйно цветут спиреи и постоянно декоративны хвойные. краю песка размещали полоску полиэтилена, на нее — любой кирпич. На первый ряд кирпича клали пруток арматуры, цемент и опять ряд кирпича, всего четыре ряда. В получившееся корыто возвращалась земля из этой же грядки с добавлением песка, золы, навоза или компоста, доломитовой муки.

Первой же осенью стало понятно — труд окупился с лихвой, урожай был отменный. Сказались рыхлая теплая земля, отсутствие сорняков, дозированный полив. Грядки располагаются с севера на юг, расстояние между ними минимум 60 см, еще лучше 100 см, удобрения помещаются в междурядья, соблюдается севооборот, учитывается дружба между растениями при совместных посадках. Кирпич можно заменять деревом, отлить борта из бетона, но идея высоких гряд должна сохраняться.

Такие высокие грядки на сыром участке помогают хозяевам выращивать хорошие урожаи, их легко перекапывать, пропалывать, поливать и удобрять, не надо низко наклоняться, каждую весну или осень делать грядки заново, защищать от слизней, мышей и собак. Сначала такие грядки Тамара Ефимовна использовала только под однолетние культуры, сейчас на них отлично растут и перезимовывают клубника, чеснок, эстрагон, мелисса, подращиваются любые растения. Такую грядку удобно закрывать нетканым материалом, над ней можно и парник соорудить.

Кирпичные грядки пригодились и под цветочные клумбы. Владимир Иванович по просьбе жены сделал два розария. Первый — в виде буквы «П», длина всех элементов произвольная, а ширина 120 см. Чайно-гибридные розы, посаженные в три ряда в шахматном порядке, комфортно чувствуют себя на этой приподнятой клумбе и зиму переносят отлично.

Второй розарий сделан в виде квадрата с внутренней стороной, равной 2 м, и шириной грядки по-прежнему 120 см. Площадку внутри квадрата выложили старым огнеупорным кирпичом. Выложили двухцветный круг — из розового и красного кирпича, который клали на песчаную подушку, а потом посыпали сухой цементной смесью. В центре и по углам площадки клали кирпич и с отверстиями, чтобы через них вода могла уходить в песок.

Хороша в этом саду беседка, красива и лавочка у пруда, но нет времени отдыхать, пока есть силы идти в сад, копаться в грядках, растить цветы и огурцы, любоваться красотой.