Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась абсолютно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе.
Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью.
Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием.
Во многом под влиянием китайских садов в Великобритании в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и до сих пор.
Типы садов
Условно различают 6 типов китайских садов — императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады научных работников. Все же, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.
Императорские сады создавались искусственно: насыпались очень большие холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Лучшим образцов таких садов является как следует сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина.
Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Непосредственно сам летний дворец императора с многочисленными павильонами находится на горе Ваньшоуань.
Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.
В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, в большинстве случаев, не отличались большими размерами. Обычно их пытались «вписать» в имеющий место быть ландшафт, только лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинальным образом.
Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их в данный момент насчитывается приблизительно 60, кроме того некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед.
Для них характерны не очень большие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в качестве пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от находящегося вокруг мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.
Особенности планировки и использование основных ландшафтных компонентов
По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало стоит отметить для того, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Находящаяся вокруг сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.
Масштаб сада для китайцев не имеет значения. Как они считают, главное в искусстве создания сада — способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», — пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.
Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и в следствии этого он обязательно должен включать в себя три основных ее элемента — воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям.
Гладь воды воплощает мир и покой, на тот момент как струящаяся вода — символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственного происхождения облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, для того, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».
Другой непременный элемент китайских садов — камни. Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии — воду, деревья — и создания рук человеческих — архитектурные сооружения. От случая к случаю в китайских садах даже устраивались искусственного происхождения горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.
Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны — символ благородства, «деревья счастья» — персик и слива — и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки — символ благородства и жизненной стойкости.
Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Везде где только можно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов — лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона одними из лучших спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядышком с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией.
Как говорится же, все растения китайского сада имеют свою символику, в следствии этого для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений — символичность служит прототипом китайской культуры причем даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна — долгий срок жизни и силу характера, пион — богатство и знатность, яблоня — широту души.
Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Стоит отметить в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в это время слива, а еще некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и другие растения, наиболее декоративные в эту пору года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья — дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.
Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии находящейся вокруг природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя внутри них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже что-то типа «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Быть может, в данном и есть главный хороший урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.